Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Ru

Выпускники КемГУ выходят за рамки традиционных уроков географии


Насколько сильно армия меняет человека? И может ли она вовсе его изменить? Порой, сетуя на устаревшие стереотипы, мы отказываемся говорить на эту тему, а зря… Армия способна как изменить человека, так и укрепить в нём желание заниматься любимым делом, не дать искре таланта сгореть. Год службы едва ли покажется потраченным зря, если точно знать, что тебя ждёт по возвращении. Пример тому — история выпускника КемГУ Александра Байбердина, 27-летнего учителя географии кемеровской школы №78.

В интервью студенческому вестнику "Статус ВО!" он рассказал, как пронёс мечту и желание преподавать сквозь университет и службу в армии. И это его география. География жизни.

Мы договорились встретиться в школе. Толпа мальчишек выбежала из здания мне навстречу — видимо, недавно прозвенел звонок. Переступаю порог, оглядываю всё вокруг. Пост охраны, стеклянные двери, вельветовые диваны, вдалеке виднеется гардероб. Александр встретил около турникета, вежливо попросив охранника пропустить меня, а затем так же вежливо открыл передо мной дверь. Поднимаясь по школьным лестницам, с интересом рассматриваю интерьер. Высокие окна, завешанные молочным тюлем, пропускают лучи солнца в просторные коридоры, на мраморных ступеньках играют блики. Нарушая тишину, спрашиваю:

- Как давно была построена школа?

Тут же получаю отчеканенный ответ:

- Школа была сдана в эксплуатацию в 2015 году, на данный момент в ней обучается порядка 1700 учеников.

Делаю немаловажное наблюдение: жилет на Александре совпадает с формой пробегающих мимо школьников.

- В нашей школе существует дресс-код, — пояснил мой новый знакомый, — это очень удобно: дисциплинирует как учителя, так и ученика.

Мы свернули по лабиринту коридоров направо и оказались около кабинета географии. Передо мной вновь открыли дверь. Александр занимает место учителя, намекая, что мне необходимо сесть за парту. Обстановка кабинета сильно отличается от школ с вековой историей. Даже зелёные меловые доски давно ушли в прошлое, уступив место современным электронным. Выдвигаю стул и сажусь как можно ближе к герою. В коридоре прозвенел звонок. В абсолютной тишине начинаем разговор.

По росчерку судьбы

- Как случилось, что любовь к географии обернулась профессией? 

- В школе география всегда давалась мне легко, быстро запоминал страны, их столицы, народы. Уверенности придал хороший результат на Всероссийской олимпиаде. Работа вошла в десятку сильнейших, и я понял, что это моё. Решил, что пойду работать в школу, ведь мне с детства удавалось налаживать контакт с ребятами. Хотя информатика, филология, геополитика и все остальные специальности с этой приставкой всегда смущали меня, я понимал, что в Кузбассе по этому профилю тяжело устроиться.

Но единый государственный экзамен сам расчертил его судьбу. Зачисление в КемГУ, бюджет, второй в списке. Началась студенческая жизнь. Череда знакомств, поездок, конкурсов.

- Совсем скоро мы подружились с Ольгой Александровной Брель, заведующей кафедрой геологии и географии КемГУ. Для меня и других ребят она как мама. Конкурс или туристическая поездка — она всегда рядом, — говорит герой, улыбаясь.

С начала обучения её команда молодых географов, в состав которой вскоре вошел и Александр, работала над Всероссийской студенческой олимпиадой. Четыре поездки — и ни одного проигрыша, студенты КемГУ всегда возвращались с призовыми местами.

- Главный триумф состоялся в 2015 году, во время заключительного этапа олимпиады, который проходил в Горно-Алтайске. На второй день конкурса после блестящей защиты проекта о шорцах Кузбасса жюри отдало победу нам. Рады были все.

Жизнь студентов-географов была и остаётся яркой и интересной: многочисленные экспедиции, новые знакомства, победы... Этого не забыть никому. Вот и Александр помнит, как будто это было вчера, о летних практиках, проведенных в горах Кузнецкого Алатау, на берегу Волги, близ астраханского биосферного заповедника. Красочные фотографии то и дело мелькают на экране телефона. Воспоминания захватывают Александра: на лице расплывается улыбка, зелёные глаза излучают радость.

Повестка. Поезд. Армия

После окончания специалитета наука настолько увлекла Александра, что он решил поступать в магистратуру. И тут ему улыбнулась удача. Опять бюджет. Однако, не проучившись и года, получил повестку — о себе дал знать военкомат. После выпускного его отсрочка оказалась недействительной, поэтому весной 2016 года Александр ушёл служить. Без лишней скромности герой признаётся, что его никогда не посещала мысль о том, чтобы «откосить» от службы.

- Считаю это долгом каждого мужчины. Армия — настоящая школа жизни. В ней закаляется характер.

В семье героя все мужчины служили: отец, дед и даже дяди. Вот она, династия! По окончании службы под Самарой Александр уволился из войск материального обеспечения в звании младшего сержанта. Что удивительно, и в армии был неразлучно связан с профессией, работая связистом. Давал точные координаты солдатам. И тут география с ним!

- За время службы я научился многому. Это настоящая проверка на прочность. Родные и близкие далеко, а ты один. Начинаешь всё с чистого листа.

Александр в армии считался «старичком»: в свои 25 лет он контрастировал на фоне 18-летних парней, которые недавно окончили школу.

После службы пришёл работать в новую школу №78 Южного района. Работа не позволяла продолжать учёбу, и Александр ушёл из университета. Признаётся: ещё с университетской практики влюбился в атмосферу, которая царит во время урока. Учитель даёт новые знания, дети заинтересованно слушают.

- Я стараюсь проводить занятия, выходя за рамки традиционных уроков географии. Показываю больше на практике. Это и интересно, и материал усваивается быстрее. Того же принципа придерживаюсь на уроках патриотического воспитания и астрономии. Каждый урок рассказываю что-нибудь новое. Учу ребят надевать защитные костюмы, противогазы, разбирать автомат. Больше всего на курсе парней. Если им по душе, то и я доволен. Поэтому по армии скучать не приходится.

- А как же университет? Не желаете вернуться? — спрашиваю с надеждой увидеть радостное мотание головой. Ответ удивляет.

- Я и так уже в университете. С Ольгой Александровной продолжаем сотрудничать и сегодня, кафедра отвечает взаимностью. Приятно осознавать, что тебя помнят.

На данный момент главным увлечением героя является его класс:

- Я люблю свой 7 «Б». Они — моя жизнь. Каждые каникулы проводим с пользой: походы в кино, дружные чаепития, подвижные игры в спортивном зале. Делаю всё возможное для того, чтобы коллектив был сплочённым. Ведь если команда настоящая, её трудно сломить неприятностям.

На этом наш разговор завершился. Вновь прозвенел звонок. Коридор наполнил смех школьников. Мы вышли из кабинета и попрощались. Возвращаясь привычным путём, я напоследок окинула взглядом коридор школы. Александр со своим стремлением просвещать и просвещаться идеально подходил её устройству. И хорошо, что есть школы, в которых открываются возможности саморазвития не только для детей, но и для молодых и перспективных учителей. Ведь если у человека есть призвание, он пронесёт его через все невзгоды и препятствия и докажет, что может сам проложить свою географию жизни.

Елизавета МАТИКО


Вверх